Особняк рассказывает

Просветительский проект,
посвященный особняку Рябушинского

Выставка. Вазы в стиле модерн

Хрусталь, гравировка.
Императорские Фарфоровый и Стеклянный заводы. По рис. П. Красновского.
1904 г. Реконструкция.

Оригинал хранится в Государственном Эрмитаже.
Две такие вазы, также работы мастера В. Филимонова, были преподнесены в Гатчинском дворце Императрице Марии Федоровне на Рождество 1905 года.

H – 35 см; D – 22,5 см.

Ваза Братина. Императорский завод. 1904 г. По Рисунку Муринова . По заказу Марии Феодоровны.

Оригинал хранится в Государственном Эрмитаже.

Произведения стекла эпохи модерн стали важнейшим элементом убранства интерьера. Стекло с небывалым дотоле размахом начало использоваться и в монументальном декоре общественных зданий, особняков, вилл, а также доходных домов — в композициях мозаик и витражей, как на фасаде, так и в интерьере. Многие утилитарные вещи из стекла обрели совершенно новое звучание и смысл в великолепных произведениях Императорских фарфорового и стеклянного заводов, переживавших свой расцвет в период царствования Николая II.

Примечательно, что ваза-братина с изображением листьев папоротника и ваза «Листья нимфеи» были выполнены на заводе в 1900-1904 годах, то есть в те же годы, когда проектировался и создавался особняк Рябушинского, мозаичный фриз которого принадлежит петербургским мастерам. Именно по этой причине орнаментальный ритм кованой ограды особняка в виде гребней волн и другие декоративные элементы – стилистически близки рисунку обеих ваз, что является свидетельством диалога двух столичных школ декоративного искусства. Важно отметить, что парные вазы «Листья нимфеи» были преподнесены императрице Марии Фëдоровне на Рождество 1905 года в Гатчинском дворце.

Уникальная реконструкция обеих ваз (2020-2023) принадлежит предприятию Бахметевский завод в г. Никольске Пензенской области. Завод был основан в 1764 году с высочайшего разрешения Екатерины II и долгое время являлся одним из лучших производителей хрусталя в России.