Особняк рассказывает

Просветительский проект,
посвященный особняку Рябушинского

Природа-соавтор и красота в деталях

АВТОР: Юлия Александровна Болховитинова, экскурсовод музея-квартиры А.М.Горького

В первый раз я оказалась в музее в 1972 году с родителями, у меня даже сохранилась книга, купленная в тот день. В ней, кстати, есть примечание, когда и с кем мы пришли в дом-музей Горького. А десять лет назад я пришла сюда работать: сначала в гардероб, потом получила дополнительное образование и стала смотрителем, а позже гидом.

При всей техничности в доме
много элементов, отсылающих
зрителя своими образами
к природе

Первый этаж аутентичнее в плане архитектуры, здесь сохранились многие детали оформления: витражи, окна, паркет, двери, ручки. Например, тут есть небольшая комната, из которой при жизни Рябушинского управляли домом. Правда, при Максиме Горьком она превратилась в кабинет для его секретаря Петра Крючкова, который занимался техническими вопросами редакторско-издательской деятельности Горького, регулировал поток посетителей, регистрировал письма. Горькому писала
вся страна. Сейчас учтено более 40 тысяч писем. В этой
комнате кроме экспозиции стоит особенно присмотреться к окнам: здесь сохранились оригинальные ручки, запирающие механизмы которых до сих пор отлично работают.

Шехтель очень внимательно относился к деталям и продумывал инженерную составляющую всех своих зданий. Например, не все посетители обращают внимание, что рядом с постом охраны есть шкаф. На самом деле это лифт, с помощью которого из кухни в подвале поднимали горячие блюда в столовую. Уже в начале века тут было паровое отопление, водопровод, электричество, кондиционер. Снаружи дом кажется небольшим, но тут есть гараж (у владельца дома был собственный автомобиль), дворницкая, прачечная, конюшня и даже каретный сарай, все эти помещения находились во флигеле. Примечательно, что Степану Павловичу было всего 26 лет, когда он смог
позволить себе такой особняк.

При всей техничности в доме много элементов, отсылающих зрителя своими образами к природе. В одной из комнат потолок оформлен в виде глади воды, над которой цветет хризантема – символ солнца, а вокруг лежат листья и ползают улиточки. Это все было выполнено вручную, в мельчайших деталях. Правда, сам Горький этого декора не видел. Он въехал в особняк в 1931 году, к его приезду был сделан ремонт, и потолок в этой комнате был заштукатурен, а также появились шкафы для книг.
В них находится 12 тысяч книг. Две тысячи из них имеют
пометки, выполненные рукой писателя.

В декоре приемной и кабинета Рябушинского можно заметить лавр, сохранилась красивая резная дверь с ручкой, напоминающей то ли улитку, то ли морского конька. Раньше тут стоял стол подковообразной формы, он безупречно соотносился с формой оконных рам. Кстати, большие окна визуально связывали интерьер и сад. Поэтому в разное время года комнаты могли восприниматься по-разному. В том, что архитектор учитывал смену погоды и время суток, создавая интерьер, можно убедиться еще в одном месте: если пройти мимо витража у лестницы, то за счет создаваемого светового эффекта можно увидеть восход, зенит и заход солнца.

На втором этаже жила семья сына писателя: сам Максим Алексеевич, его жена Надежда Алексеевна и их дочки Марфа и Дарья. Сейчас здесь находятся фонды музея, а в двух комнатах представлены портреты писателя и его семьи, развернута экспозиция, посвященная сыну и жене Горького Екатерине Павловне Пешковой. Сын писателя умер в 1934 году от воспаления легких. Это был тяжелый удар для Горького, восстановиться после которого он так и не смог.

Здесь стоит обратить внимание на колонну. На капители – саламандры и лилии, символизирующие вечную борьбу добра со злом. Дело в том, что самая распространенная метафора о нашем доме: дом – символ подводного и надводного миров. Из мрака подводного мира мы поднимаемся по лестнице наверх – к свету, к солнцу, к просветлению души. И за колонной ранее был проход на третий этаж в домашний храм семьи Рябушинских – это был путь наверх, к высшим духовным ценностям.

Природные зарисовки находят свое продолжение в молельной, паркет в ней выложен в виде солнечных лучей, точки на золотом куполе создавали эффект звездного неба. Молельная была спрятанным помещением, она строилась во время гонений на старообрядцев, этим объясняется ее закрытость от посторонних глаз. Но, даже создавая секретное помещение, архитектор играет со смыслами: поднимаясь вверх по ступенькам, человек возвышается над бытовыми мелочами, стремясь куда-то выше реальной жизни.