Особняк рассказывает

Просветительский проект,
посвященный особняку Рябушинского

Архитектура дома: «перетекающее пространство» и интерьерная «драматургия»

АВТОР: Ирина Анатольевна Гудзь, экскурсовод—исследователь, архитектор, изучает особенности особняков в стиле модерн, построенных в России и странах Европы; дипломная работа была посвящена дому Рябушинского; автор ряда статей по архитектуре и строительству

Федор Осипович Шехтель знакомился с модерном в том числе в зарубежных поездках, участвовал в международных конкурсах, выставках, выписывал журналы из-за границы и был лично знаком со многими ведущими зарубежными архитекторами и деятелями культуры того времени.

Но его гений состоит как раз в том, что он не повторил увиденное, a пропустив через себя, создал нечто новое, индивидуальное.

Если посмотреть на фасад, планы и разрезы этого дома, которые
чудом сохранились в архивах, то станет понятно, что очень многое не соответствует осуществленной постройке, даже высота здания. В реальности оно оказалось ниже‚ чем задумывалось.

Часто бывает, что эскизные
проекты и первоначальные
чертежи архитекторов
отличаются от того, что потом
будет построено

Рабочих чертежей, к сожалению, не обнаружено, но мы знаем, что Шехтель сам вел авторский надзор за строительством.

Дом создавался для семьи из четырех человек: Степана Рябушинского,
его жены и двоих детей. Первый этаж здания – парадный, здесь находились столовая, парадная гостиная, кабинет и рядом небольшая гостиная для деловых встреч. А все жилые комнаты были размещены на втором этаже.

Площадь дома использовалась эффективно, в здании почти нет коридоров. Лестничный холл в виде двухсветного атриума был своеобразным внутренним двориком, вокруг которого разворачивалось все пространство. Шехтель использовал этот прием во многих своих постройках.

Холл и столовую разделяла арка, это было общее «перетекающее пространство», создавалось ощущение, что волна втекает в комнату и растекается там по периметру окаймляющим бордюром. То есть была воплощена идея открытого, гостеприимного пространства. В вестибюле главного входа были задуманы напольные симметричные торшеры с витражными вставками в виде крыльев стрекозы: присмотревшись к рисунку, можно увидеть ее голову, лапки, хвост. Сейчас большая часть
конструкции скрыта внутри книжных шкафов.

Работа по изучению здания
продолжается, в 2018 году был
раскрыт фрагмент росписи
столовой, предположительно,
оригинальной работы

Главный вход в настоящее время закрыт, а первоначально от главного входа архитектором был продуман определенный маршрут движения по интерьерам. Федор Осипович создает на небольшой площади особняка архитектурно-пространственный спектакль, в котором одна из главных ролей отведена мраморной лестнице криволинейных очертаний и восприятию ее с угловых ракурсных точек.

Функциональное назначение помещений менялось со временем, менялись
и интерьеры. К сожалению, был утрачен камин из каррарского мрамора с горельефом в виде женщины-бабочки, многие люстры, другие элементы. Так, изменился первоначальный цвет стен: например, в гостиной прежде была обивка из желто-зеленого шелка, а в кабинете – из серого штофа с вытканными черными прямоугольниками. Продолжается работа по изучению здания, в 2018 году был раскрыт фрагмент росписи столовой, предположительно, оригинальной работы.